Синтетические алмазы канареечно-желтого цвета, выращенные в лаборатории
© lithographie.org
«Понятно, что мы не в микроскоп и не в лупу на камни любуемся, — сказала мне как-то за обедом старший товарищ, опытный геммолог Яна. — Но как же можно говорить, что синтетические бриллианты полностью идентичны натуральным? Оборудование показывает четкие различия. А без оборудования и свеженький фианит за доллар будет полностью идентичным!»
Яна уже больше десяти лет работает на израильской алмазной бирже в компании, которая занимается огранкой — превращением алмазов в бриллианты. Недавно она завела Telegram-канал, чтобы хоть как-то противостоять обилию ювелирных неточностей в русскоязычном интернете. Пока Яне еще хватает интереса активно общаться с читателями — отвечать на вопросы и давать советы. Знаете, какой у нее главный за полгода инсайт про бриллиантовую синтетику? От нее невозможно избавиться. Купленный по рыночной цене природный «каратник» в Москве продается по знакомым за неделю-две с минимальными потерями. Синтетические аналоги лениво выкупают некоторые ювелиры — по 500 долларов за карат.
Драгоценные камни, особенно самые дорогие, всегда «терпели» рядом с собой имитации и подделки. Однако на рубеже XIX и ХХ веков человек научился выращивать в лаборатории кристаллы рубина, изумруда и сапфира, полностью воспроизвел химические, физические и оптические свойства природного камня. Скоро состоялось и фермерство жемчуга. С алмазами все оказалось сложнее: до 1980-х лаборатории не давали кристаллов ювелирного качества. Затем и до недавнего времени себестоимость получения синтетического бриллианта была неоправданно высокой. Бесцветный камень 0,5 карата, выращенный на углеродном зерне из праха любимой собаки, обходился финальному покупателю дороже, чем природный аналог у De Beers. Когда выгодная технология появилась, синтетические бриллианты стали продавать, грубо говоря, на 40 процентов дешевле натуральных.
Любители драгоценностей пока все еще взволнованы. Понимаете ли, торговцы синтетическими бриллиантами показательно выступают в жанре трех «э» — настаивают на этичности, экологичности и экономии. Разумеется, последняя «э» мотивирует сильнее всего и обещает нечто прекрасное: многим хочется купить крупные камни по цене средних. Экологичность и этичность при первой же вдумчивой проверке на государственном уровне оказались весьма спорными. Минувшей весной федеральная торговая комиссия США вынесла несколько предупреждений. Удивительно, но большинство тех, кто заменял слово synthetic на eco-friendly, торгуя синтетическими бриллиантами в половину цены от натуральных, не смогли на законодательном уровне подтвердить это право.
Под раздачу попала даже давняя любимица журналистов (одним из инвесторов является Леонардо ДиКаприо) — компания Diamond Foundry. Украшения она выпускает в коллаборации с известными дизайнерами. Ценник интересный! Скажем так: если бы все то же самое было сделано с природными бриллиантами, но начинающим ювелиром, — стоило бы дешевле. Совсем иначе поступает «дочка» De Beers — марка Lightbox, которая выпускает простые повседневные украшения с бесцветными, голубыми и розовыми синтетическими бриллиантами по 800 долларов за карат. Я помню времена, когда столько же стоил муассанит, самая твердая имитация бриллианта. Средняя цена сегодня — в четыре раза ниже.
Важно разбираться в терминах. Натуральный, или природный, бриллиант — это ограненный алмаз, который миллионы лет назад образовался в недрах Земли. Его редкость выражается в коллекционной ценности. Синтетический, или лабораторный, бриллиант — это ограненный алмаз, который был выращен в лаборатории. Редкость и коллекционная ценность его стремится к нулю. А вот «искусственным бриллиантом» вообще может оказаться все что угодно блестящее и прозрачное в бриллиантовой огранке.
«Я не вижу никакого смысла покупать сейчас синтетические камни. Мнимая экономия и большая ошибка. Последние несколько лет себестоимость производства резко снижается, и предел еще не достигнут, — рассказывает герой одного из моих прошлых репортажей Серж Хэнвен, который смотрит на рынок бриллиантов и алмазов на b2b-уровне. — Технологии продолжают развиваться. Посмотрите на место синтетических рубинов и сапфиров, на их ничтожные цены в десять долларов за три карата. С ними все уже случилось. Деньги за синтетику будет не вернуть».
Мне самой хотелось бы напомнить, что культ бриллианта был создан благодаря двум страстям человеческим — любви и тщеславию. Бриллиант давно стал символом крепкого и надежного союза двух сердец, пусть и не без помощи маркетологов. Именно природа его происхождения обеспечила сравнимую с вечностью древность и редкость, которая до сих пор волнует сердца миллионов людей по всему миру. И если в это уравнение на место древней раскаленной Земли поместить лабораторию — идея бриллианта перестает работать. Все как в старом советском анекдоте про елочные игрушки: «Выглядят как настоящие, но радости от них — никакой».
Впрочем, для арт-объектов доступное синтетическое сырье подходит идеально. Джони Айв и Марк Ньюсон, например, в прошлом году на мощностях Diamond Foundry сделали из 45-каратной пластины синтетического алмаза кольцо для благотворительных торгов Sotheby's на Design Miami. Фактически на торги был выставлен концепт — кольцо потом гранили под размер покупателя. Финальная ставка не самая высокая для заявленного жанра, чуть больше 250 тысяч долларов. Стоимость почти в полмиллиона долларов, разошедшаяся по новостным сайтам, — следствие щедрого жеста Билла и Мелинды Гейтс, которые затем дополнительно отправили на благотворительные нужды 90 процентов стоимости лота.