Большинство из нас при покупке драгоценностей руководствуются набором стереотипов. О них «АиФ» поговорил с Еленой Шведовой, консультантом по продаже ювелирных изделий крупной компании.
Во время недавних обысков столичных магазинов правоохранители обнаружили ювелирные украшения с поддельными пробами на сумму свыше 30 млн руб. А сколько ещe дорогостоящих подделок дожидается своих покупателей на прилавках!.. Ведь ювелирных магазинов в городе тысячи - все не проверишь.
Большинство из нас при покупке драгоценностей руководствуются набором стереотипов. О них «АиФ» поговорил с Еленой Шведовой, консультантом по продаже ювелирных изделий крупной компании.
Миф 1. Проба на изделии - гарантия качества.
Проба пробе рознь. Вся ювелирка, даже если она сделана за границей, должна проходить через Российскую государственную пробирную палату и получать наше клеймо. Так что ищите именно его. С 1994 г. оно представляет собой женскую голову в кокошнике в профиль, повeрнутую вправо. А на изделиях, сделанных в СССР, было изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды.
Помимо рисунка клеймо должно обязательно содержать цифру, характеризующую сплав. Чем больше цифра, тем качественнее металл. У золотых изделий бывает 585-я и 750-я проба, редко - 958‑я. В прежние времена была распространена ещe 583-я, но теперь еe не ставят. А ещe 375‑я - правда, сегодня она непопулярна.Для серебра - 875-я или 925-я. Для украшений из платины - 950-я. Рассмотреть пробу поможет самое обычное увеличительное стекло. Не поленитесь взять его с собой в магазин.
Миф 2. Если изделия похожи, а цены на них различаются в два раза, то дешeвое изделие - подделка.
Нет. Возьмeм, к примеру, две пары абсолютно одинаковых на вид золотых колец с маленьким бриллиантом. Их цена складывается из многих составляющих. К примеру, вес изделия - одно может быть толще другого. Кроме того, проба. Одно кольцо с клеймом 585-й, другое - 750-й пробы. Последнее, соответственно, будет дороже. И вставка - вид драгоценного камня. Неспециалист даже с помощью лупы не сможет определить, какого качества бриллиант. А ведь на стоимость влияет не только размер, но также вес и чистота. На бирке к изделию должно быть написано «бриллиант» (если о нeм речь), а не «алмаз» или «фианит». И рядом полное его описание - вес (у драгоценных камней он измеряется только в каратах), цвет, чистота и качество огранки.
Раскрученность бренда и местоположение магазина тоже влияют на стоимость. Аренда и расходы на рекламу всегда заложены в цену изделия.
Миф 3. Лучшее золото - белое, потому что оно дороже.
Это не так. Природный цвет золота - жeлтый. Но не все его любят. Поэтому в ходу ещe две разновидности - белое (когда в сплав добавляется палладий) и красное (с добавлением меди). Поскольку платина - металл дорогой, то и цена белого золота чуть выше. Медь же - дешeвый компонент, и красное золото, как правило, дешевле.
Миф 4. Изделия с драгоценными камнями - хорошая инвестиция.
Нет. Если это не какой-то уж совсем крупный и изумительный по своим характеристикам камень (таких в обычных магазинах для массового покупателя не встретишь). В остальных случаях при продаже ювелирки, как бы дорого она ни стоила, вы всегда останетесь в проигрыше.
Миф 5. Известные сетевые магазины - гарантия качества ювелирных украшений.
Не всегда. Если это фирменный бутик какого-нибудь известного завода с многолетней историей, тогда да. Но бывает так, что магазин, прикрываясь громким брендом, изделия которого там тоже представлены, торгует ещe и украшениями мелких производителей. Поэтому, прежде чем что-то купить, внимательно читайте информацию на бирке ювелирного изделия - там должно быть указано, где его на самом деле сделали.
Мнение экперта. Как вернуть?
На прилавках висит предупреждение: «Ювелирные изделия обмену и возврату не подлежат». Действительно, согласно постановлению правительства РФ № 55 от 1998 г. «О правилах продажи отдельных видов товаров...» от драгоценностей надлежащего качества отказаться нельзя.
«Но, если есть сомнения в подлинности пробы, несите украшение на экспертизу в Государственную пробирную палату, - советует Пeтр Шелищ, председатель Союза потребителей России. - Если выявят подделку, магазин ждут проверки, а вас - возвращение потраченных денег. Если засомневались в подлинности камня, пишите магазину претензию. Он обязан отправить изделие на экспертизу, на которой вы сможете присутствовать. Не пренебрегайте этим правом. Кстати, экспертиза потребуется и в случае, когда выпал камень. Установят, что брак производственный, - починят за счeт фирмы».