Ювелирный каталогВопрос / ответКонтакты

Бриллианты вечны?<br>А вот и нет...

19 октября 2013 г.

К 2050 го­ду муж­чи­ны бу­дут про­сить ру­ки сво­их воз­люб­лен­ных с об­ру­чаль­ным коль­цом с цир­ко­ни­ем. И ес­ли вы со­жа­ле­е­те об ухо­де этих чи­стых и пре­крас­ных брил­ли­ан­тов, зна­чит, De Beers хо­ро­шо сде­лал свое де­ло.

Так, до 1930-х го­дов ни­кто не да­рил на сва­дьбу коль­цо с брил­ли­ан­та­ми. Бо­лее то­го, оно во­об­ще не счи­та­лось обя­за­тель­ным. И толь­ко в 1938 го­ду De Beers на­чал вби­вать в го­ло­вы лю­дей мысль об об­ру­чаль­ном коль­це с по­мо­щью чрез­вы­чай­но эф­фек­тив­ной мар­ке­тин­го­вой кам­па­нии. По­это­му тот же De Beers мо­жет сде­лать так, что­бы в 2050 го­ду по­след­ним пис­ком мо­ды ста­ли коль­ца с цир­ко­ни­ем.

Та­кая не­боль­шая иг­ра в во­об­ра­жа­е­мую эко­но­ми­ку поз­во­лит мне вве­сти од­ну чрез­вы­чай­но ин­три­гу­ю­щую осо­бен­ность брил­ли­ан­та, а имен­но от­сут­ствие пря­мой свя­зи меж­ду ним и ре­аль­ной эко­но­ми­кой. Де­ло в том, что сто­и­мость брил­ли­ан­та в зна­чи­тель­ной ме­ре свя­за­на с су­ще­ству­ю­щи­ми со­ци­аль­ны­ми усто­я­ми, к фор­ми­ро­ва­нию ко­то­рых при­ло­жил ру­ку De Beers.

Ра­зу­ме­ет­ся, ба­ланс спро­са и пред­ло­же­ния так­же иг­ра­ет за­мет­ную роль. По­сле то­го, как об­ру­чаль­ное коль­цо ста­ло не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том сва­дьбы во всех круп­ных ки­тай­ских го­ро­дах, це­ны ощу­ти­мо по­шли в гору. Как я уже от­ме­чал во вре­мя по­езд­ки в Ки­тай в 2012 го­ду, за­пад­ные юве­лир­ные до­ма пу­сти­ли глу­бо­кие кор­ни в Под­не­бес­ной.

Тем не ме­нее, с уче­том его об­ще­ствен­ной зна­чи­мо­сти ры­нок брил­ли­ан­тов не от­ли­ча­ет­ся осо­бой устой­чи­во­стью. Призрач­ный об­раз это­го ма­лень­ко­го сгуст­ка уг­ле­ро­да мо­жет стать при­чи­ной фор­ми­ро­ва­ния на­сто­я­ще­го спе­ку­ля­тив­но­го пу­зы­ря или не­объ­яс­ни­мой тос­ки у про­стых смерт­ных. Сей­час, ко­гда круп­ней­ший в ми­ре про­из­во­ди­тель ал­ма­зов «Алро­са» от­кры­ва­ет свой ка­пи­тал, при­шло вре­мя рас­смот­реть воз­мож­но­сти для ин­ве­сти­ций на этом до­ро­гом, но опас­ном рын­ке.

Спрос в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах идет в гору

В De Beers, без со­мне­ния, ра­бо­та­ют пре­крас­ные мар­ке­то­ло­ги, по­то­му что про­да­жи брил­ли­ан­тов в Ки­тае де­мон­стри­ру­ют по­ис­ти­не взры­во­об­раз­ный рост с 2008 го­да. «Чис­ло жи­ву­щих в го­ро­дах же­на­тых пар, ко­то­рые ку­пи­ли на сва­дьбу об­ру­чаль­ное коль­цо, уве­ли­чи­лось до 50% с ме­нее чем 1%», — рас­ска­зал Les Echos Пол Зи­мин­ски (Paul Zimnisky), ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся тор­гу­е­мы­ми на бир­же фон­да­ми в ин­ду­стрии брил­ли­ан­тов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Как от­ме­ча­ют в бан­ке BMO Capital Markets, в ре­зуль­та­те це­ны бу­дут рас­ти при­мер­но на 6% в год до 2020 го­да. Тем бо­лее что за по­след­ние де­сять лет в ми­ре не по­яви­лось ни од­но­го круп­но­го про­ек­та по до­бы­че ал­ма­зов. То есть, на пер­вый взгляд все про­ще не при­ду­ма­ешь: что­бы раз­бо­га­теть, до­ста­точ­но лишь за­ку­пать­ся брил­ли­ан­та­ми и спря­тать их под мат­рац. Как бы то ни бы­ло, ес­ли вы хо­ти­те по­лу­чить при­быль от ро­ста это­го рын­ка, огра­ни­чив­шись лишь по­куп­кой дра­го­цен­ных кам­ней, то тем са­мым се­рьез­но рис­ку­е­те.

Ал­маз­ное ис­кус­ство

Брил­ли­ант по­хож ско­рее на про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, чем на зо­ло­той сли­ток. Сей­час я все вам объ­яс­ню. Возь­ми­те ки­ло­грам­мо­вый сли­ток зо­ло­та. Раз­режь­те его на ку­соч­ки по ун­ции и по­лу­чи­те 32 ма­лень­ких слит­ка. При це­не в 1 310 дол­ла­ров за ун­цию у вас на ру­ках ка­пи­тал в 42 000 дол­ла­ров. Вы мо­же­те ре­зать зо­ло­то, пла­вить его, де­лать из не­го укра­ше­ния... В лю­бом слу­чае оно со­хра­нит за со­бой ры­ноч­ную сто­и­мо­сть, ко­то­рая жест­ко при­вя­за­на к ве­су.

С брил­ли­ан­та­ми все об­сто­ит со­вер­шен­но ина­че. Из­бав­лю вас от рас­суж­де­ний о сен­ти­мен­таль­ной цен­но­сти об­ру­чаль­но­го коль­ца с брил­ли­ан­том, что, тем не ме­нее, не от­ме­ня­ет его глав­ной осо­бен­но­сти: цен­ность брил­ли­ан­та свя­за­на в первую оче­редь с его ред­ко­стью и со­ци­аль­ной зна­чи­мо­стью. Та­ким об­ра­зом, пе­ре­про­дать брил­ли­ант вам бу­дет очень не­про­сто.

Как пи­сал еще в 1982 го­ду Эд­вард Эп­ш­тейн (Edward Epstein), «роз­нич­ные юве­лир­ные тор­гов­цы, в част­но­сти пре­стиж­ные ма­га­зи­ны с Пя­той аве­ню, пред­по­чи­та­ют не по­ку­пать брил­ли­ан­ты у кли­ен­тов, по­то­му что пред­ло­жен­ная це­на бу­дет на по­ря­док ни­же. Рост цен на брил­ли­ан­ты [при пе­ре­хо­де с оп­та к роз­ни­це] мо­жет до­сти­гать 100% или да­же 200% в за­ви­си­мо­сти от по­ли­ти­ки ма­га­зи­на. И ес­ли он бу­дет по­ку­пать брил­ли­ан­ты у кли­ен­тов, то дол­жен бу­дет пред­ло­жить им опто­вые це­ны».

То­му су­ще­ству­ет це­лый ряд объ­яс­не­ний. Во-пер­вых, ма­га­зи­ны не хо­тят на­но­сить хоть ка­кой-то ущерб рас­про­стра­нен­ной идее о том, что «брил­ли­ан­ты толь­ко до­ро­жа­ют». Кро­ме то­го, каж­дый брил­ли­ант по-сво­е­му уни­ка­лен. Его це­на бу­дет за­ви­сеть от кро­шеч­ных де­фек­тов в огран­ке и цве­та кам­ня. Та­ким об­ра­зом, од­но вре­мя в мо­де мо­гут быть жел­тые брил­ли­ан­ты, од­на­ко по­том их с лег­ко­стью мо­гут вы­тес­нить ро­зо­вые «со­бра­тья» толь­ко по­то­му, что Скар­летт Йо­ханс­сон но­си­ла та­кие на це­ре­мо­нии вру­че­ния «Оска­ров». Не за­бы­вай­те, мо­да вы­хо­дит из мо­ды, как го­во­ри­ла Ко­ко Ша­нель.

Не­эф­фек­тив­ное ору­жие про­тив ин­фля­ции

То есть, вы ви­ди­те огром­ные от­ли­чия брил­ли­ан­та от зо­ло­та, се­реб­ра или дру­гих дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Как бы то ни бы­ло, это не ме­ша­ет не­ко­то­рым про­из­во­ди­те­лям про­дол­жать ак­тив­ное про­дви­же­ние пря­мой по­куп­ки этих кам­ней. По мне­нию гла­вы Stornoway Diamond Мэт­та Мэн­со­на (Matt Manson), от 15% до 20% лю­дей при­об­ре­та­ют брил­ли­ан­ты для за­щи­ты от ин­фля­ции.

В этом го­ду вы­шло сра­зу не­сколь­ко ста­тей, ко­то­рые при­зы­ва­ют лю­дей к осто­рож­но­сти... При­чем в до­воль­но-та­ки силь­ных фор­му­ли­ров­ках. Так, в мар­те это­го го­да нис­про­вер­га­ю­щий эко­но­ми­че­ские тра­ди­ции жур­на­лист Ро­хин Дхар (Rohin Dhar) пи­сал о том, что «брил­ли­ан­ты се­го­дня от­нюдь не яв­ля­ют­ся ред­ко­стью, пред­став­ля­ют со­бой ужас­ное ка­пи­та­ло­вло­же­ние и це­нят­ся ско­рее как сим­вол не­ко­е­го ста­ту­са. Ко­ро­че го­во­ря, брил­ли­ан­ты — пол­ное гов­но».

Нель­зя от­ри­цать, что за по­след­ние го­ды це­ны се­рьез­но по­шли вверх. Це­на кам­ня в три ка­ра­та уве­ли­чи­лась на 145% с 2008 го­да, а кам­ня в пять ка­рат — на 174% с 1999 го­да, на­по­ми­на­ет Мэтт Мэн­сон. Од­на­ко и здесь си­ту­а­ция во мно­гом опре­де­ля­ет­ся мо­дой. В част­но­сти это от­но­сит­ся к на­хо­див­шим­ся на вол­не по­пу­ляр­но­сти жел­тым брил­ли­ан­там: за пе­ри­од с 2001 го­да по 2011 год жел­тые брил­ли­ан­ты в пять ка­рат воз­рос­ли в це­не на 180%.

Кро­ме то­го, ес­ли учесть раз­ни­цу меж­ду це­на­ми в опте и роз­ни­це, все, кто ку­пил брил­ли­ан­ты в три ка­ра­та в 2008 го­ду, се­го­дня до сих пор оста­лись бы в ми­ну­се при по­пыт­ке пе­ре­про­дать ка­мень.

Фло­ран Дет­руа, жур­на­ли­ст, спе­ци­а­лист по сы­рью и раз­ви­ва­ю­щим­ся стра­нам.

inosmi.ru

Смотрите интересные материалы:


ЮВЕЛИРНЫЙ КАТАЛОГ

Где купить:

Красивые покупки