Ювелирный каталогВопрос / ответКонтакты

Индийские украшения и их значение

28 февраля 2015 г.

Мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию куль­ту­ры Ин­дии мож­но про­сле­дить по мно­гим ве­щам - в том чис­ле и по раз­но­об­раз­ным ин­дий­ским укра­ше­ни­ям.

Каж­дая стра­на об­ла­да­ет и мо­жет гор­дить­ся са­мо­быт­ны­ми тра­ди­ци­я­ми и обы­ча­я­ми, а не­по­вто­ри­мость Ин­дии про­яв­ля­ет­ся бук­валь­но во всем. И осо­бен­но в раз­но­об­ра­зии и кра­со­те, ко­то­ры­ми от­ме­че­ны ин­дий­ские укра­ше­ния. Кста­ти, зна­че­ние ин­дий­ских укра­ше­ний для жи­те­лей этой уди­ви­тель­ной стра­ны чрез­вы­чай­но ве­ли­ко.

Ин­дий­ские укра­ше­ния рас­ска­зы­ва­ют о сво­ей вла­де­ли­це прак­ти­че­ски все: за­му­жем ли она, к ка­кой ка­сте при­над­ле­жит, есть ли у нее де­ти… И это да­ле­ко не весь пе­ре­чень...

Тре­пе­щет, как пруд со­блаз­ни­тель­ный, пол­ный си­я­ния, Твой стан упо­и­тель­ный в жeл­том шел­ку оде­я­ния. В гир­лян­де из ло­то­сов неж­ных ты бле­щешь по­хо­жей На зо­ло­то и се­реб­ро осле­пи­тель­ной ко­жей. Признай­ся, ты - стра­сти бо­ги­ня, пре­крас­ная Ра­ти? Ина­че от­ку­да бы взять­ся та­кой бла­го­да­ти? Пре­крас­ные ост­рые ров­ные зу­бы не­вин­но Свер­ка­ют сво­ей бе­лиз­ной, слов­но поч­ки жас­ми­на. От слeз по­крас­не­ли глаз­ные бел­ки, но зе­ни­цы Огром­ных очей, пла­ме­нея, го­рят сквозь рес­ни­цы. О де­ва с округ­лы­ми бeдра­ми, сла­дост­ным ста­ном, С об­ли­чьем как плод на­лив­ной, бар­ха­ти­стым ру­мян­цем, С ча­ру­ю­щим сме­хом, с гру­дя­ми, при­жа­ты­ми тес­но Друг к друж­ке, что жем­чуг от­бор­ный укра­сил чу­дес­но! (Ра­ма­я­на, 1965) На ин­дий­ской жен­щи­не мо­жет не быть одеж­ды, но укра­ше­ния бу­дут обя­за­тель­но. Они яв­ля­ют­ся свое­об­раз­ным язы­ком, на­ря­ду с ре­чью и же­ста­ми.
В куль­ту­ре Ин­дии все сим­во­лич­но, все - ме­та­фо­ра. Укра­шая се­бя ин­дий­цы вы­ра­жа­ют тос­ку по сво­ей бо­же­ствен­ной при­ро­де. Для мно­гих ин­ду­сок кра­си­вая одеж­да - один из спо­со­бов по­кло­не­ния Бо­гу.

Изящ­но оде­тая жен­щи­на - оли­це­тво­ре­ние иде­аль­ной кра­со­ты и тай­ны, при­су­щей при­ро­де и му­зы­ке. Каж­дая часть убран­ства оправ­да­на и по­сле­до­ва­тель­но впле­те­на в об­щий узор сим­во­ли­че­ских форм и об­ра­зов.

ТИКА - под­вес­ка долж­на по­па­дать точ­но в центр лба. Та­ким об­ра­зом жен­щи­на по­вто­ря­ет свой ста­тус как за­муж­ней.

Джу­мар - ин­дий­ское укра­ше­ние на го­ло­ву, ха­рак­тер­ное для Цен­траль­ной и Се­вер­ной Ин­дии. Пред­став­ля­ет со­бой под­вес­ку из жем­чуж­ных ни­тей или це­по­чек, ко­то­рые со­бра­ны в фор­ме ве­е­ра. В от­ли­чие от тикки, ко­то­рая спус­ка­ет­ся на про­бор, джу­мар под­ве­ши­ва­ет­ся сбо­ку и спус­ка­ет­ся в рай­о­не вис­ка или над ухом.

Нет­ти­паттам (нет­ти­па­там, не­ти­па­там) - ин­дий­ское укра­ше­ние, ха­рак­тер­ное для Юж­ной Ин­дии. Внеш­не на­по­ми­на­ет об­руч для во­лос, ко­то­рый дер­жит­ся на го­ло­ве при по­мо­щи шну­ров и кре­пит­ся к про­бо­ру не­ви­дим­кой. Обыч­но по цен­тру име­ет под­вес­ку круг­лой или кап­ле­вид­ной фор­мы, ко­то­рая спус­ка­ет­ся на лоб. Нет­ти­паттам мо­жет быть слож­ным - в не­сколь­ко ря­дов. В Рос­сии это укра­ше­ние ино­гда на­зы­ва­ют "трой­ная ти­ка".

КОЛЯ - ши­ро­кая чер­ная ли­ня во­круг глаз. где стрел­ки со­еди­ня­ют­ся, при­да­вая осо­бую рез­кость взгля­ду: «Мои гла­за, не гла­за, воз­люб­лен­ные, но стре­лы све­та. Мои бро­ви, не бро­ви, но ме­чи уни­что­же­ния». Каж­дое чув­ство серд­ца пе­ре­да­ет­ся че­рез гла­за.
Они мо­гут вы­ра­жать бла­го­го­ве­ние, со­чув­ствие, лю­бо­вь, по­хоть. Ин­дий­ские по­эты обыч­но хо­тят уто­нуть «в глу­би­нах глаз сво­ей воз­люб­лен­ной». Боль­шин­ство по­э­ти­че­ских срав­не­ний о гла­зах взя­ты из при­ро­ды. Гла­за как нар­цисс, мин­даль, ли­лия, как «ры­ба, свер­ка­ю­щая в сколь­же­нии», как мо­ря и оке­а­ны, без­дны, огонь и т.д.

НАТ - коль­цо или дру­гое укра­ше­ние в но­су. Нат счи­та­ет­ся са­мым со­блаз­ни­тель­ным укра­ше­ни­ем. Серь­ги для но­са при­ни­ма­ют са­мые раз­лич­ные фор­мы, на­чи­ная от дра­го­цен­ных шпи­лек до боль­ших зо­ло­тых об­ру­чей во всю ще­ку.

ХААРА - ко­лье, бу­сы, оже­ре­лье. Шея - один из важ­ных ми­сти­че­ских цен­тров. По­это­му счи­та­ет­ся, что оже­ре­лье при­вле­ка­ет и со­хра­ня­ет лю­бо­вь, при­но­сит уда­чу, предо­хра­ня­ет от сгла­за.

Сре­ди дру­гих ви­дов юве­лир­ных из­де­лий оже­ре­лья все­гда име­ли мак­си­мум ма­ги­че­ских чар. Ве­ро­ят­но, яр­кое и бо­га­тое оже­ре­лье от­вле­ка­ло не­доб­ро­же­ла­те­ля от ли­ца вла­дель­ца и та­ким об­ра­зом за­щи­ща­ло от опас­но­сти сгла­за, гип­но­ти­че­ско­го воз­дей­ствия.

Ско­рее все­го, пред­ше­ствен­ни­цей бус бы­ла обыч­ная цве­точ­ная гир­лян­да. А ведь аро­мат мно­гих цве­тов, на­при­мер, жас­ми­на, ро­зы име­ет чет­кий эро­ти­че­ский под­текст..

.

КАРН ПХУЛ - до­слов­но, цве­ток в ухе. С древ­ней­ших вре­мен моч­ка уха рас­смат­ри­ва­лась как при­знак ду­хов­но­го раз­ви­тия и вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са.

Наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью с древ­них вре­мен до се­го­дняш­не­го дня поль­зу­ют­ся серь­ги в ви­де цве­тов и фрук­тов.

Они от­ра­жа­ют неж­но­сть, мо­ло­до­сть, ду­хов­ное со­вер­шен­ство, бес­хит­рост­но­сть, не­вин­ность - ос­нов­ные ат­ри­бу­ты жен­ско­го ха­рак­те­ра.

МЕНДИ - ри­су­нок хной. В от­ли­чие от та­ту­и­ров­ки яв­ля­ет­ся вре­мен­ным укра­ше­ни­ем те­ла и дер­жит­ся око­ло трех не­дель. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­на в араб­ских стра­нах, Ин­дии, Се­вер­ной Аф­ри­ке и Ин­до­не­зии.

Мен­ди по­яви­лось око­ло 5000 лет на­зад. Ещe в Древ­нем Егип­те знат­ные да­мы укра­ша­ли своe те­ло и ног­ти ри­сун­ком. В XII ве­ке она за­кре­пи­лась в Ин­дии, став не толь­ко лишь укра­ше­ни­ем. На­при­мер, мно­гие араб­ские жен­щи­ны счи­та­ют, что мен­ди при­но­сит сча­стье и за­щи­ща­ет от не­удач. Так за день до сва­дьбы (в де­вич­ник) не­ве­сту рас­пи­сы­ва­ют ри­сун­ком, а остав­шу­ю­ся хну за­ка­пы­ва­ют в зем­лю, что­бы за­щи­тить брак и из­бе­жать не­вер­но­сти му­жа. Мен­ди озна­ча­ет си­лу люб­ви в бра­ке. Чем тем­нее мен­ди, тем силь­нее лю­бо­вь, крас­ный цвет - цвет пло­до­ро­дия, вла­сти. В ри­сун­ке ис­поль­зу­ют­ся толь­ко рас­ти­тель­ные ор­на­мен­ты, они сим­во­ли­че­ски свя­зы­ва­ют жен­щи­ну с при­ро­дой, по­ня­ти­я­ми рож­де­ния, пи­та­ния, ро­ста, ре­ге­не­ра­ции. Ме­хен­ди за­щи­ща­ет от злых ду­хов, не­сча­стий, бо­лез­ней и да­же смер­ти.

НАРУЧНЫЕ БРАСЛЕТЫ. По­эты на­зы­ва­ют их бле­стя­щи­ми же­то­на­ми лу­чи­стой жиз­ни, кру­га­ми све­та для счаст­ли­вой до­че­ри и счаст­ли­вой же­ны.

Брас­ле­ты сим­во­ли­зи­ру­ют мощ­ную энер­гию солн­ца. Вы­пол­ня­ют­ся из лю­бо­го ма­те­ри­а­ла, под­да­ю­ще­го­ся об­ра­бот­ке: тер­ра­ко­ты, кам­ня, ра­ко­вин, ме­ди, брон­зы, зо­ло­та, се­реб­ра и т.д.

Брас­ле­ты - знак за­муж­ней жен­щи­ны. Они име­ют мно­же­ство ро­ман­ти­че­ских и лю­бов­ных ал­лю­зий. Зве­ня­щий звук брас­ле­та со­об­ща­ет о при­сут­ствии жен­щи­ны, о том, что ей тре­бу­ет­ся вни­ма­ние, что она гне­ва­ет­ся или же­ла­ет об­ме­нять­ся взгля­да­ми.

За­муж­няя жен­щи­на ни­ко­гда не поз­во­лит се­бе по­явить­ся в об­ще­стве без брас­ле­тов. Как пра­ви­ло, но­сят 8, 12 или 24 брас­ле­та на каж­дом за­пястье.

БААДЖЮБАНД - по­вяз­ка, брас­лет или нить с аму­ле­том на пред­пле­чье. В за­ви­си­мо­сти от тра­ди­ций, при­ня­тых в об­щи­не, и от ста­ту­са жен­щи­ны в бра­ке ба­а­д­ж­ю­банд мо­жет по­кры­вать всю верх­нюю часть ру­ки от лок­тя до пле­ча. Ба­а­д­ж­ю­банд дол­жен жест­ко си­деть на ру­ке. Вы­пол­ня­ет­ся из раз­лич­ных ма­те­ри­а­лов, бо­га­то укра­ша­ет­ся ор­на­мен­том. Слу­жит ка­ва­чей - за­щи­той от дур­ных взгля­дов и счи­та­ет­ся сим­во­лом без­упреч­ной кра­со­ты.

АРСИ - коль­цо с зер­ка­лом, но­сит­ся на боль­шом паль­це. По пре­да­нию, пер­вое, что долж­на уви­деть жен­щи­на, про­сы­па­ясь - свое ли­цо. Для это­го все­гда нуж­но зер­каль­це под ру­кой...
На дру­гие паль­цы на­де­ва­ют­ся зо­ло­тые коль­ца, ли­бо укра­ше­ния, со­сто­я­щие из цен­траль­но­го ме­да­льо­на, к ко­то­ро­му при­креп­ле­ны 8 це­по­чек - три из них кре­пят­ся к брас­ле­ту, пять - к коль­цам, на­де­ва­е­мым на паль­цы.

КЕШАПАЧАРАЧНА - убран­ство во­лос. Во­ло­сы от­но­сят к эле­мен­ту зем­ли как нечто твер­дое и ма­те­ри­аль­но­е; к эле­мен­ту во­ды, так как они сво­бод­ны, те­ку­чи; к сти­хии ог­ня, по­то­му что по­сту­па­ют из пе­чи го­лов­но­го моз­га к эле­мен­ту воз­ду­ха, по­сколь­ку они лег­ки и мо­гут быть уне­се­ны вет­ром.

Во­ло­сы име­ют свою соб­ствен­ную жиз­нь. Рас­тут быст­рее, чем все дру­гие ча­сти те­ла. Они пред­став­ля­ют связь меж­ду этим ми­ром и бу­ду­щим. Во­ло­сы - ис­точ­ник жиз­нен­ной и ма­ги­че­ской си­лы. Они об­ра­зу­ют ко­ро­ну во­круг го­ло­вы - са­мой свя­той ча­сти че­ло­ве­ка.

Во­ло­сы, за­пле­тен­ные в ко­су, счи­та­ют­ся наи­бо­лее бла­го­при­ят­ным сим­во­лом. Со­глас­но ми­фо­ло­гии. Три пле­ти во­лос в ко­се обо­зна­ча­ют три наи­бо­лее по­чи­та­е­мые ин­дий­ские ре­ки - Ган­гу, Яму­ну и Са­ра­сва­ти, а так же тро­и­цу бо­гов - Бра­хму, Виш­ну и Ши­ву. Про­смот­реть все изоб­ра­же­ни­я



КАМАРБАНД - по­яс­ной ре­мень, удер­жи­ва­ю­щий и укра­ша­ю­щий са­ри. Удер­жи­ва­ет связ­ку клю­чей, что озна­ча­ет сим­во­ли­че­скую пе­ре­да­чу прав­ле­ния от све­кро­ви к не­вест­ке, но­вые пол­но­мо­чия и обя­зан­но­сти.

НОЖНЫЕ БРАСЛЕТЫ ...от тон­ких це­по­чек до тя­же­лых, тол­стых жест­ких брас­ле­тов. Ино­гда к нож­ным брас­ле­там кре­пят бу­бен­цы. Про­смот­реть все изоб­ра­же­ния

КОЛЬЦА для ПАЛЬЦЕВ НОГ. Паль­цы на но­гах укра­ша­ют­ся коль­ца­ми, про­сты­ми или слож­но­го ди­зай­на. Не­ко­то­рые коль­ца укра­ша­ют бу­бен­ца­ми. Та­к­же ино­гда на но­ги на­де­ва­ют укра­ше­ния из ме­да­льо­на с це­поч­ка­ми.

Журнал Ювелирной Моды

Смотрите интересные материалы:


ЮВЕЛИРНЫЙ КАТАЛОГ

Где купить:

Красивые покупки